Порядок в мастерской плотника

Куда девать инструменты в мастерской?

Мне очень нравится делать в мастерской перестанов­ки. Примерно раз в год я трачу некоторое время, чтобы найти новое место обитания для всех моих ин­струментов, а также для хранения обрезков и обору­дования, которыми я почти не пользуюсь. Некото­рым абсолютно не мешает рабочий беспорядок, од­нако я люблю работать в обстановке, которая не вселяет мысли об уборке.  Ненавижу, когда я не могу сразу найти нужный инструмент, но это не значит, что я должен располагать их по алфавиту, просто надо найти им свое место. Вот несколько способов удобного расположения инструментов в мастерской.

Рабочий верстак.

Он требует много места вокруг, чтобы не было не­удобств при работе, особенно когда вы строгаете длинные заготовки или просто работаете с заготов­кой, зажатой в тиски. Некоторые располагают вер­стаки прямо посреди мастерской, чтобы обеспечить доступ со всех сторон.

Размещение инструментов и общая планировка верста­ка — это дело вкуса. Не всем нравятся встроенные от­секи для инструментов, в которых скапливается много пыли и стружки. Лично я использую систему из не­скольких полочек, расположенных позади верстака на уровне груди, чтобы я мог взять что угодно, просто по­вернувшись и не отходя от рабочего места. Особенно такие полочки хороши для хранения инструментов, ко­торыми вы часто пользуетесь, например рубанков, если не хотите, чтобы они валялись на верстаке в пере­рывах между работой. Также позади верстака я при­крепил лист фанеры, в который затем вкрутил некото­рое количество шурупов, выполняющих функцию вешалок для различных инструментов. В случае попол­нения арсенала я просто добавляю необходимое коли­чество шурупов. В моем верстаке также есть выдвиж­ные ящики и ниша, где я храню различные клеящие ве­щества, инструменты для разметки и прочую мелочь.

Верстак для сборки изделий.

Если место позволяет, можно поставить еще один вер­стак специально для сборки изделий или просто для временного хранения больших электроинструментов, чтобы не убирать их и не доставать каждые пять ми­нут. Держите все зажимные приспособления поблизо­сти, например в нише или на полочке над верстаком. Можно вмонтировать в стену около верстака металли­ческую трубу или толстый деревянный стержень, на котором будут висеть все ваши струбцины. Очень важно, чтобы рабочая поверхность сборочно­го верстака была покрыта воском или лаком, чтобы в случае утечки клея ее очистка не стала проблемой. Поверхность должна быть идеально ровной, чтобы проверять устойчивость столов и стульев. Над вер­стаком можете приделать полочку для хранения кле­ев и инструментов для его нанесения, а также бумаж­ных полотенец для устранения подтеков.

Станки в вашей мастерской.

Мастерская с правильно размещенными в ней станками и прочими электроинструментами претендует на звание настоящего шедевра, поэтому при расстановке следует принимать во внимание следующие параметры — на­правление, в котором будут двигаться ваши заготовки, максимальную длину, которое они могут иметь, и ваше место, которые вы будете занимать во время работы. Если у вас станки разной высоты, попробуйте исполь­зовать и этот параметр для экономии места, например, расположите один станок под другим. Давайте посмот­рим, что можно найти во всех мастерских.

Ленточно-пильные станки. С их помощью обычно распиливают длинные заготовки, нежели широкие, по­этому определяющим фактором будет, конечно же, длина, поскольку она зависит от расстояния между станком и стеной мастерской. Подобные машины хоро­шо располагать в дверных проемах, поскольку высовы­ваться будет только некоторая их часть, а это не долж­но слишком вам мешать. Обычно стол ленточно-пиль­ного станка по уровню расположен выше, чем столы других станков, поэтому стоит расположить позади него фрезеровальный стол, чтобы распиленная доска сразу попадала туда в ожидании фрезерования. Такое расположение станков не должно вызвать хлопот.

Радиальная пила с кронштейном. Такие машины хорошо подходят для длинных и узких мастерских, в отличие от столовых станков вроде ленточно-пиль­ного, которым требуется достаточно места и в шири­ну. Радиальная пила не требует широкого простран­ства, однако для распиливания досок столовые стан­ки все же лучше подходят.

Строгальные станки. Если место позволяет, можете расположить фуговальный и рейсмусовый станки под прямым углом друг к другу. Я так и делал, просто у ме­ня мастерская в форме буквы «Г», поэтому ничего дру­гого бы и не получилось. Если у вас нет большого про­странства, стоит задуматься о приобретении рейсмусо-во-фуговального станка, поскольку совмещение сразу двух станков позволяет сэкономить немало места

Древесина. Важно уметь хранить древесину в преде­лах мастерской. Можно расположить ее на полках под потолком, это место никогда не используется, но могут быть трудности с тем, чтобы достать или положить туда тяжелые доски. Лучше всего хранить вместе доски из одного сорта дерева, чтобы легче было искать. Доски должны покоиться в хранилище на всей своей плоскости. Следите, чтобы заготовки не прогибались, особенно под тяжестью других. Хранилище должно быть хорошо вентилируемым. Проверяйте, не появи­лась ли плесень или насекомые. Что касается хранения, то не думаю, что стоит прокладывать сухие доски рей­ками, как при сушке, однако доски из дуба и некото­рых других видов древесины не должны контактиро­вать с металлом, поскольку на них могут остаться следы.

Небольшие обрезки хороши для защиты изделий от рифленых головок струбцин при сборке, однако мне больше нравятся «родные» насадки на головки

Хранить обрезки и заготовки небольшой длины можно на полках, разделенных на отсеки. В каждом отсеке — определенный тип древесины

С каждым днем количество обрезков в вашей мастер­ской будет расти и расти. Естественно, все это нужно куда-то девать, поскольку они могут оказаться полез­ными, например, в качестве клиньев при сборке или в качестве заготовок для кондукторов и шаблонов. И следите, чтобы обрезки не валялись по мастерской в случае переполнения места их хранения, а когда их станет слишком много, можете их сжигать. Однако не жгите и не выбрасывайте все подряд, особенно куски редкой древесины. Однажды мне в руки попался ста­рый, никому не нужный шифоньер, и после снятия его старого покрытия у меня в руках оказались бесцен­ные доски из кубинского красного дерева, которое сейчас практически невозможно достать. Я никогда не выкидывал и не выкину ни единого их обрезка. Заточка. Вам, естественно, понадобится место, где вы сможете точить различные инструменты. Лучше, если это будет недалеко от рабочего вер­стака, но на достаточном расстоянии, чтобы брыз­ги воды и стальные опилки не мешали основной работе. Также нужно продумать хорошее освеще­ние и рабочую поверхность, которая должна рас­полагаться немного выше уровня верстака.

Пыль. Почти все электроинструменты требуют како­го-либо вытяжного приспособления при работе, что­бы не засорять мастерскую отходами производства. Для инструментов, которые производят пыль и мел­кие опилки, подойдет обычной пылесос, однако для строгальных станков, к примеру, нужна специальная вытяжка, которую лучше располагать за пределами мастерской, а связываться со станками она будет че­рез систему трубок. Существует много вариантов вы­тяжных систем, в которых могут использоваться гиб­кие шланги, канализационные и стальные трубы. Если у вас одна и та же вытяжка работает для не­скольких станков, нужно сделать перегородки в трубах, чтобы давление не рассеивалось впустую на те, которые в данный момент не используются. Системой перегородок также можно управлять с той же панели, что и вытяжкой. При прокладыва­нии системы отвода следите, чтобы трубы не слиш­ком изгибались, это может повлиять на давление. Если пыль становится для вас проблемой, попробуйте использовать внутренние фильтрующие устройства, ко­торые работают по тому же принципу, что и кухонные вытяжки, только они не выбрасывают пыль за пределы мастерской, поскольку циркулирующий воздух все тот же. Здесь есть свои преимущества, поскольку такие устройства не требуют дополнительной вентиляции, что важно при использовании отопительных систем.

Обогрев. Хотя вы и должны соблюдать правила проти­вопожарной безопасности, дровяные печки, где вы бу­дете сжигать обрезки древесины, пригодятся вам для обогрева вашей мастерской, особенно если вы живете за городом. Газовое отопление не самая хорошая мысль, поскольку при сжигании образуются водные пары. А вот электрические обогреватели — это вари­ант. Вообще, вы можете провести в мастерскую цен­тральное отопление, как и в остальном доме, а также вмонтировать специальный механизм, который будет гнать все тепло к вам, особенно когда дома никого нет.

Полировка. Естественно, при планировке мастер­ской легко забыть о том, что вам еще нужно покры­вать изделия полиролью, а это должно происходить не где попало. Не поверите, однажды я был судьей на конкурсе столяров-любителей, где полировка из­делий была самым важным фактором оценки, осо­бенно если дело касалось токарной работы и резьбы по дереву. Итак, вам нужно место, где не было бы ни пыли, ни мусора, ни беспорядка. Можно совмещать столы для заточки и полировки, поскольку при заточ­ке много пыли не образуется.

Написать комментарий

  • Обязательные для заполнения поля помечены знаком *.

Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.